• Белый Facebook Icon
  • Белый Instagram Иконка
  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Иконка YouTube

STIMER

Из книги "The Story of Selmer Maccaferri Guitars"

Francois Charle

В США начали подзвучивать гитары уже в середине 30-х годов, но во Франции звукоусиление начало появляться только после войны.

 

Марсель Бьянки, гитарист, который аккомпанировал Джанго Рейнхардту в Quintette du Hot Club de France в 1937 году, стал первым гитаристом во Франции, играющим на электрогитаре. Он уехал в Швейцарию на время войны, и именно там открыл для себя электрогитару, конструкция которой шагнула далеко вперед относительно всего, что существовало на тот момент на французском рынке. Он начал играть на электрогитаре, как только вернулся во Францию.

В конце 1944 года 24-летний радиотехник Ив Гвен с братом Жаном начали небольшой частный бизнес на улице Алансон, 39, в районе Курбевуа в пригороде Парижа. Вначале они изготавливали и продавали зарядные устройства для батареек и аварийные лампы. Война едва закончилась, и спрос на их товар был весьма существенным. Они также предлагали большие скидки для моряков. Свою компанию они назвали Stimer.

Ив Гвен был большим любителем музыки, и, по просьбе своих друзей-гитаристов, он вскоре обратил внимание на звукоусиление для гитар.

Уже в 1946 году он провел свои первые эксперименты с телефонными приемниками, а затем сконструировал первые прототипы своих магнитных датчиков.

На конференции в Институте Химии в 1947 году он продемонстрировал первые французские цельнокорпусные электрогитары. Однако он опередил свое время, и гитары такого типа появились на французском рынке много позже, примерно в середине 50-х годов.

В 1948 году он выпустил свой
S.T. 48, первый французский магнитный звукосниматель, подходящий для установки на акустические гитары типа Selmer, Di Mauro и т.д. Вместе со звукоснимателем он предлагал маленький шестиваттный ламповый усилитель M. 6.

Этот звукосниматель был разработан с учетом размеров и формы резонаторного отверстия гитар типа Selmer, и только для них, кто бы порой не утверждал обратное. Овальное резонаторное отверстие появилось задолго до того, как был разработан данный звукосниматель.

Джанго Рейнхардт, который до этого уже предпринимал попытки подзвучить свою гитару, начал использовать S.T. 48 очень скоро после его выхода. Чуть позже Ив Гвен подарил ему звукосниматель и усилитель, чтобы тот мог их рекламировать. Та самая известная серия фотографий Джанго в его доме в Самуа, которая была сделана Эрве Дерьеном, была заказана Ивом Гвеном для рекламной кампании Stimer. Эти фотографии впервые появились в январском издании журнала Jazz Hot в 1953 году, чтобы подчеркнуть преимущества звукоснимателей Stimer.
 

Технические характеристики
 

  • Stimer - это электромагнитный звукосниматель с одиночной обмоткой в металлическом корпусе. Он фиксируется на верхней деке с помощью двух винтов и устанавливается поперек резонаторного отверстия. Со стороны правой руки на звукоснимателе располагается потенциометр, позволяющий регулировать громкость.

  • Катушка изготавливалась вручную, обмотку погружали в эпоксидную смолу, которая служила связующим материалом. Форма и цвет ручки громкости менялись с годами.

  • Первые образцы не маркировались, но очень быстро на корпусе звукоснимателя начали гравировать название Stimer.

  • На ранних образцах кабель, идущий к звукоснимателю, был несъемным. Это решение оказалось неудобным и в дальнейшем его переделали так, чтобы кабель подключался к звукоснимателю через мини-джек.

Новый продукт появился в магазинах и пользовался большим спросом, многие гитаристы сразу начали его использовать. Но вскоре, стремясь разнообразить звучание звукоснимателя за счет изменения его положения относительно бриджа, Ив Гвен разработал концепцию нового типа звукоснимателя, на этот раз передвижного.

Он запустил новую модель, S. 51 в 1951 году. Этот звукосниматель имеет те же технические характеристики, что и первая модель, но не фиксируется на деке. Специальная направляющая штанга проходит вдоль струн и бриджа и крепится к струнам между бриджом и струнодержателем. Концентрическая втулка, припаянная к корпусу звукоснимателя, позволяет ему скользить вдоль направляющей штанги, позволяя, таким образом, расположить звукосниматель на различном расстоянии от бриджа. Чтобы не добавлять веса, ручку громкости перенесли на крепление основного блока.

 

S. 51 был более сложным в изготовлении, чем S.T. 48, и продавался по более высокой цене, но также был мгновенно оценен по достоинству.

В то же время были представлены два новых усилителя, немного более мощных, чем первый:
M. 10 (10-ваттный) и M. 12 (12-ваттный).

В середине 50-х годов компания Stimer быстро расширялась. К этому моменту они наняли еще 20 работников, которые занимались сборкой звукоснимателей и усилителей. Появилось новое помещение в Сартрувилле, еще одном пригороде на западе Парижа, которое позволило компании продолжить свое быстрое развитие.

 

Продукция также пользовалась некоторым успехом за рубежом. Звукосниматели вместе с усилителями экспортировались в Италию, Испанию, Германию и все бывшие французские колонии.

 

В начале 60-х годов спрос на продукцию компании был очень велик. По коммерческим причинам Ив Гвен решил запустить новую линейку усилителей под брендом Garen.

К этому времени компания производила множество звукоснимателей для гитарных мастеров (Favino, Di Mauro и др.), которые делали все больше и больше электрогитар.

 

Каталог Stimer также предлагал звукосниматели для аккордеонов, скрипок и контрабасов.

 

На протяжении 70-х годов увеличивался поток импортной продукции из Юго-Восточной Азии, создавая очень серьезную конкуренцию для малого бизнеса. Число работников в мастерских Stimer уменьшилось до дюжины. Компания переключилась на производство более мощных усилителей - 100 и 150-ваттных.

 

Именно в этот период появился бренд усилителей Shade. Компания также занималась производством педалей перегруза и фузза. 

 

В начале 80-х годов мелкие производства такого рода испытывали большие трудности, и лишь шестеро сотрудников продолжали трудиться на созданием звукоснимателей и усилителей Shade. Кроме того, компания отказался от использования бренда Garen. Многие звукосниматели изготавливались для гитарных мастеров, меняющих оригинальные датчики на стратокастерах.

 

Начиная с 1981 года компания Stimer начала менять род деятельности и стала принимать участие в импорте инструментов из Японии, главным образом Washburn и Daion, а так же усилителей Rocky. После этого компания занялась производством гитар под маркой Octave.

 

В 1986 году умер Ив Гвен. Его сын Кристиан, с которым они работали вместе последние несколько лет, принял на себя управление компанией. Он также присматривал за магазином, который они открыли в 70-е годы.

Однако в начале 90-х он приостановил все производственные работы, а в 1995 году перестал заниматься каким-либо бизнесом, связанным с музыкой.

 

Два звукоснимателя Stimer, S.T. 48 и S. 51 востребованы в наши дни среди гитаристов, которые хотят скопировать звук 50-х годов. Вместе с ламповыми усилителями они дают тот самый характерный звук, который мы слышим на записях того периода.

 

Все гитаристы, играющие в том же стиле, что и Джанго Рейнхардт, использовали и продолжают использовать эти звукосниматели.