МОДЕЛЬ CONCERT

Из книги "The Story of Selmer Maccaferri Guitars"

Francois Charle

Концертная модель была одной из тех, над которыми Маккаферри работал больше всего. Это был "его" инструмент. Он окрестил этот инструмент "концертным" в честь всех тех концертов, которые он давал. Он надеялся и верил, что лучшие исполнители классической гитарной музыки станут использовать эту модель на своих концертах.

 

По характеристикам эта гитара, за исключением резонатора, была очень похожа на  инструменты, которые делал Моццани. По большому счету, именно у него Маккаферри научился, если не всему, то многому, что знал об изготовлении гитар. Они работали вместе долгие годы, и какое-то время Моццани даже контролировал производство в мастерской Маккаферри.

 

Именно концертную модель Маккаферри показал Бену Дэвису первой и сразу же вызвал у него интерес.

 

Вот как она описывалась во французских рекламных брошюрах того времени:

«Специально разработанная для концертирующих музыкантов, эта модель отличается настолько громким звучанием, что ее можно услышать даже в дальних углах самых больших концертных залов. Отличительные особенности этой гитары - 24 лада средней высоты и струны из жил и шелка. Вырез в нижней части корпуса позволяет с легкостью исполнять самые сложные пассажи.»

Характеристики 6-струнной Концертной модели

Размер корпуса этой модели был заметно больше, чем было принято в то время. Это было необходимо для увеличения громкости, а также позволяло поместить внутрь корпуса резонатор. Необычную и очень характерную форму корпуса спроектировал сам Маккаферри. Вырез в нижней части также был отличительной особенностью этой гитары, т.к. он отсутствовал у других классических гитар того периода. Впрочем, эта особенность не была изобретением Маккаферри, т. к. еще на рубеже веков Моццани начал делать подобные вырезы на гитарах.  Однако Концертная модель, безусловно, стала первой классической гитарой с вырезом. Только в 80-е годы 20-го столетия производители вновь стали делать такие классические гитары. Впрочем, среди классических гитаристов нет единого мнения о необходимости выреза.
 
Резонаторное отверстие в форме буквы D или "фасолины" значительно увеличилось в размерах и является одной из самых заметных особенностей гитар Маккаферри. Такой размер был необходим из-за наличия резонатора. Отверстие должно было быть достаточно большим, чтобы звук, который формируется в резонаторе и в пространстве между резонатором и внешним корпусом, мог беспрепятственно выходить из гитары. За счет широкого орнамента резонаторное отверстие выглядело еще больше.
 
Бридж из черного дерева традиционно устанавливался на классические гитары, но края подставки на Концертной модели были гораздо ниже и длиннее, чем на обычных гитарах. Нижний порожек разделен на две части для лучшей компенсации мензуры. Это нововведение было также придумано Моццани, а не Маккаферри.
 
На Концертной модели использовалась плоская верхняя дека из альпийской ели и веерная система пружин. Система крепление резонатора немного отличалось от аналогичной модели со стальными струнами.
 
Гриф широкий и соединяется с декой в районе 12-го лада. Накладка плоская. Белыми пластиковыми маркерами на грифе отмечены 5, 7, 9 и 12 лады. Первые инструменты, сто экземпляров, были изготовлены без маркеров.
 
Голова грифа выполнена в форме трапеции, с отверстиями под колки - по три с каждой стороны. На всех гитарах стоит нулевой лад, поэтому верхний порожек выполняет исключительно функцию разделения струн. 
 
В каждом инструменте данной модели присутствовал резонатор внутри корпуса. По мнению самого Маккаферри это конструкторское решение было не самым удачным, особенно для гитар со стальными струнами. Несмотря на это, звучание Концертной модели с резонатором было гораздо более сбалансированным. На обычных классических гитарах некоторые ноты всегда звучат громче других, на некоторых ладах имеются волчки (wolf tones), а какие-то ноты звучат зажато и быстро затухают. Резонатор исправлял эти несовершенства и придавал равномерность звучанию по всему диапазону.

К сожалению, эта модель так и не получила большой популярности среди исполнителей. Вероятно, это осталось бы так,  даже если бы Маккаферри отдавал ей предпочтение перед другими своими инструментами. Поэтому Концертная модель была сделана в очень небольшом числе экземпляров. Сейчас сложно установить точное количество произведенных гитар, но, скорее всего, их было около нескольких десятков, поэтому модель считается редкой и раритетной.
 
Если судить по серии фотографий из студии Тронше, может показаться, что
Джанго Рейнхардт играл на этой модели - если только эта гитара не использовалась им исключительно для фотосессии. Эти фотографии были сделаны для компании Selmer и использовались в рекламных целях, а позднее - на обложках некоторых пластинок.
 
Впоследствии, судя по всему, Джанго и другие исполнители стали ставить стальные струны на гитары, которые изначально были сконструированы под жильные струны. На многих гитарах обнаруживаются повреждения в районе резонатора - верный признак избыточного натяжения струн. Несколько гитар этой модели позднее были специально переделаны так, чтобы на них можно было ставить стальные струны.

  • Белый Facebook Icon
  • Белый Instagram Иконка
  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Иконка YouTube